Путешествие на собственном автомобиле — это свобода, адреналин и возможность добраться туда, куда не ступала нога обычного туриста. А если ваш маршрут лежит по Алтаю и Монголии, то подготовка автомобиля превращается в почти научный процесс. Разберем, как подготовиться к этому путешествию, чтобы оно оставило только яркие впечатления.
Кроссовер — это хороший выбор для поездки по городу, да и на дачу он вас довезет. Но вот суровое бездорожье Алтая или монгольские степи — это не его стихия.
Помните: кроссовер — это не внедорожник, как бы ни уговаривал вас менеджер в автосалоне. Поэтому мечты о бездорожье лучше оставить для машины, которая действительно на это рассчитана.
На Алтае всё относительно просто. Чуйский тракт приведет вас ко многим красотам без необходимости покорять суровое бездорожье. Если в ваши планы не входит удаляться от Чуйского тракта – кроссовер подходящий выбор.
Внедорожник — совсем другое дело. Это машина, созданная для преодоления природных препятствий. Рамная конструкция, полный привод, понижающая передача и блокировки дифференциалов — это те вещи, которые не дадут вам остаться наедине с пустыней Гоби. Так что, если в планах не только Чуйский тракт, но и, например, Акташский ретранслятор или песчаные дюны Монгол Элс, выбирайте настоящий внедорожник.
Когда дело касается подготовки к поездке, тут все серьезно. Монголия — это не место, где можно просто взять и позвонить в сервис. Поэтому:
Техническое состояние:
Сделайте полное ТО. Если есть узлы, которые «еще походят», лучше заменить их до поездки.
Монголия не терпит компромиссов, ее дороги помогут открутиться всему, что не приварено.
Резина:
Покрышки класса А/Т (All Terrain) с высоким профилем и прочным каркасом (8PR-10PR) — ваш лучший выбор.
Запасное колесо должно быть полноценным, а не «докаткой». Лучший вариант - комплект из 5
одинаковых колес в хорошем состоянии. Свой выбор я остановил на 10 слойной резине
LT (Light Truck) – резина, предназначенная для легких грузовиков.
Ремонт покрышек:
Автомобильный компрессор с манометром (для накачки и спуска колес), комплект для замены колеса
(баллонный ключ, секретка, домкрат). Перед поездкой обязательно проверьте работу компрессора и домкрата.
Не забудьте взять с собой комплект для ремонта колес.
Защита двигателя, коробки передач и раздаточной коробки
Установите стальную или алюминиевую защиту. Монголия — это не про мягкие дороги, а про острые камни и суровые испытания.
Система охлаждения:
Промойте радиаторы системы охлаждения, иначе в пустыне ваша машина может «закипеть» раньше вас.
Для некоторых автомобилей рекомендую установить дополнительный радиатор для автоматической коробки передач.
Типичный пример — Mitsubishi Pajero Sport 2. Возможно, и другие автомобили сталкиваются с перегревом АКПП,
но о втором поколении Mitsubishi Pajero Sport могу судить на основе личного опыта.
Инструменты и ЗИП:
Возьмите с собой хороший набор инструментов, запасные фильтры, технические жидкости.
Когда на 50 километров вокруг только песок, вы становитесь своим собственным автомехаником.
Топливо:
В Монголии заправки есть почти в каждой деревне — это хорошо. Но расстояния между населенными
пунктами такие большие, что могут выбить из колеи даже опытных путешественников.
Бака стандартной машины обычно хватает, чтобы доехать из одного поселка в другой. Но что,
если топлива в нужной точке не окажется, а до следующей далеко? К тому же на бездорожье
расход горючего значительно выше, особенно у бензиновых моторов. Так что всё просто:
берите с собой канистры с запасом топлива (совет: канистры лучше заправлять уже в Монголии.
На границе вас могут остановить, если запас топлива превышает допустимые нормы).
Вода:
Берите с собой приличный запас воды и пополняйте его при каждом удобном случае.
Речь идет не о маленькой бутылочке на 1,5 литра, а о канистрах. Воды должно быть много,
с хорошим запасом. В жару, когда температура зашкаливает за +40, а иногда доходит и до +50,
потребность в воде резко возрастает. В такие дни вы легко выпьете несколько литров за сутки,
а жажда никуда не денется.
Такелаж:
Обязательно возьмите прочные стропы — не путайте их с дешевыми тросами из ближайшего супермаркета.
Хорошая стропа выдерживает нагрузку от 10 до 30 тонн. К ним понадобятся шаклы (это специальные крепежи,
можете погуглить — потом спасибо скажете). А еще динамическая стропа не помешает, ведь нас ждет пустыня.
И не забывайте, что в Гоби ездить на одной машине опасно. Даже если у вас есть лебедка, запаситесь
второй машиной — она может стать вашим якорем. Когда вокруг на десятки километров нет ничего,
такой якорь окажется незаменимым. Не забудьте положить в багажник лопату — песок иногда бывает слишком хитрым.
Ну и стандартный набор путешественника: топор и нож. Эти вещи из машины вообще лучше никогда не выкладывать.
Тень и комфорт:
Тент или маркиза станут вашим спасением от палящего солнца. Загар, конечно, никто не отменял, но иногда
просто необходимо укрыться в тени. А автомобильный компрессорный холодильник поможет не только освежиться,
но и добавить в ваше меню приятные разнообразия.
Связь:
Спутниковый телефон — отличный вариант, правда очень небюджетный. Обзаведитесь комплектом надежных носимых
радиостанций. Главное, чтобы они обеспечивали устойчивую связь на расстоянии нескольких километров.
Монголия — страна огромных просторов, но оставаться без связи там совсем не хочется. Этот совет можно было
бы отнести к списку вещей для экспедиции, но мы-то помним, что вы путешествуете как минимум двумя автомобилями.
На Алтае вы сможете насладиться красотами Чуйского тракта и добраться до многих мест с минимальной подготовкой. Но Монголия, особенно пустыня Гоби, — это испытание для машины, водителя и пассажиров. Путешествуя тут на автомобиле, вы почувствуете, что понятие "дорога" может быть абсолютно растяжимым понятием.
Подготовка к путешествию — это не только про технику, но и про настрой. Запаситесь терпением и, конечно, чувством юмора.
Ведь если где-то посреди степи что-то сломается, у вас всегда останется повод для пары шуток про «величие инженерной мысли».
Незабываемых Вам впечатлений и удачи на дорогах и вне их!
Если есть вопросы — пишите в нашем Telegram-чате или ВКонтакте.
Команда «Три Вершины» всегда на связи.
Другие статьи
С любовью к Алтаю,
Команда «Три Вершины»
© 2025 Три Вершины. Все права защищены.
"Три Вершины" - пожалуй, самый красивый сайт о путешествиях по Алтаю и Монголии!